Якут Всеволод Семёнович
Все?волод Семёнович Яку?т (наст. фамилия Абрамо?вич, 30 января (12
февраля) 1912, Бодайбо — 3 марта 1991, Москва) — советский актёр театра
и кино, народный артист СССР (1980), лауреат Сталинской премии второй
степени (1946) .
Всеволод Семёнович Абрамович родился 30 января (12 февраля) 1912 года
в Бодайбо. После окончания девяти классов отправился в Москву, чтобы
учиться на художника, но смог добраться только до Новосибирска, где у
него были украдены вещи и документы. Некоторое время выступал в местной
цирковой труппе.
В 1929 году поступил в Высший художественный институт в Москве на
скульптурный факультет. Затем, в 1930 году, перешёл в Театральную студию
имени А. В. Луначарского.[1] С 1931 по 1934 и с 1938 по 1991 год — актёр
театра имени Ермоловой. С 1934 по 1937 год — актёр Ташкентского театра
Красной Армии Среднеазиатского военного округа.
Сценический псевдоним Якут Всеволод Семёнович взял когда был зачислен в
труппу театральной студии имени А. В. Луначарского.
Всеволоду Якуту были свойственны лаконизм выразительных средств и
глубина трактовки образа.
Наиболее известная роль — А. С. Пушкин в пьесе Андрея Глобы «Пушкин».
Премьера прошла в 1949 году. Затем, в течение почти 20 лет, Всеволод
Якут сыграл эту роль 840 раз.
С 1964 по 1968 год преподавал в ГИТИСе.
В качестве режиссёра ставил эстрадные номера в Государственном училище
циркового и эстрадного искусства.
Скончался на премьере спектакля «Калигула» по пьесе Альбера Камю
(постановка А. Житинкина).
22 января 1954
г. Гродеково Приморского края
орского края. Мама Леонида – Фаина Ярмольник была врачом, отец – Исаак
Ярмольник – офицером Советской Армии.
В 60-е г.г. семья обосновалась в г. Львове. В школе Леонид учился легко,
но без усердия. Увлечений было много. Сначала это был аккордеон, Леонид
даже учился в музыкальной школе. В старших классах увлечением стали
литература и театр, ради которого он поступил в театральную студию при
Народном театре им. Ленинского комсомола.
«В школе я любил носить круглые очки и длинные волосы, как у Джона
Леннона, за что меня часто ругали учителя» - вспоминает Леонид
Ярмольник. За ним прочно закрепилось школьное прозвище – Леннон.
Таганка
Первая попытка связать свою жизнь с театром закончилась неудачно: в
Ленинградский институт театра, музыки и кино его не приняли. Через год
Ярмольник был зачислен в Московское театральное училище им. Щукина.
Жить пришлось в студенческом общежитии, друзей у него было много, а
одним из самых близких друзей был студент ГИТИСа Александр Абдулов.
В 1976 году наш герой окончил училище и был распределен в Театр на
Таганке. Главный режиссер этого театра Юрий Любимов сразу ввел его на
одну из ролей в спектакль «Мастер и Маргарита».
Годы работы на Таганке вспоминаются Ярмольником с лучшей стороны. В то
время на Таганке работали: Вениамин Смехов, Валерий Золотухин, Алла
Демидова, Владимир Высоцкий. О последнем Ярмольник вспоминает: «Я с ним
проработал бок о бок четыре года. Некоторые его роли еще при жизни
перешли ко мне с его же согласия. А это дорогого стоит. Правда, в число
его близких друзей я не входил, но отношения между нами были самыми
теплыми, товарищескими».
В 1983 году, когда в Театре на Таганке режиссера Юрия Любимова сменил
Анатолий Эфрос, часть актеров ушли из театра. Ярмольник оказался в их
числе.
«Театральная жизнь у меня не сложилась. Я проработал на Таганке восемь
лет, а настоящей роли, которой мог бы гордиться, так и не сыграл. Я был
первым, кто уволился по собственному желанию, когда в наш театр пришел
Эфрос. Как актер я был ему неинтересен и не нужен, о чем он, не
стесняясь, заявил. Сейчас много безработных артистов, а тогда я был чуть
ли не единственным актером, чья трудовая книжка лежала дома. Я искал
себе применение. Хватался за любую работу – концерты, творческие вечера.
Мелькал на телевидении, в кино» - вспоминает актер.
В 1993 году Ярмольника пригласил на телевидение Влад Листьев.
Дебютировал Леонид в качестве ведущего «L-клуба», а затем появились
телепередачи «Золотая лихорадка», «Отель» и «Гараж».
О передаче «L-клуб» он говорит: «Она веселая и целиком соответствует
моей натуре. Одновременно она познавательная и удовлетворяет какую-то
ностальгическую сторону наших душ»».
Из всех телепроектов самому Ярмольнику больше нравится «Золотая
лихорадка»: «Она настолько остра по форме, что, по-моему, её время на ТВ
еще не пришло. Там я играл Дьявола, и это было клёво».
Жена Ярмольника Оксана – художник по театральным костюмам. Дочь
Александра – студентка Художественной академии им.Строганова.
О себе он говорит так: «Он умеет веселить публику и снимать хорошее
кино, обожает своих друзей и души не чает в дочке. Он до самозабвения
влюблен в бильярд и не прочь понырять с аквалангом. Он не любит говорить
о политике. Он оптимист и твердо верит в свои силы. Но удивляется
простым вещам».
Родился 27.12.1939, Баку
Заслуженный артист РФ (1990)
Народный артист РФ (1998)
Эммануил Виторган родился в Баку. Его родители - родом из Одессы.
Отец был крупным советским хозяйственником, работающим в мукомольной
промышленности. Мама не работала, вела дом, растила сына. Необычное имя
Эммануил получил по настоянию мамы - в честь ее брата, которого убили в
годы гражданской войны при очередном погроме в Одессе.
Отца часто перебрасывали с объекта на объект. Поэтому школу Эммануил
закончил уже в Астрахани. По окончании школы, он поехал в Ленинград
поступать в Ленинградский государственный институт театра, музыки и
кинематографии.
ЛГИТМиК Эммануил Виторган окончил в 1961 году. К тому времени
Эммануил Виторган уже был женат. Первой его женой была актриса Тамара
Румянцева, с которой они вместе учились. В этом браке у него родилась
дочь Ксения.
По окончании института Виторган был принят в Театр имени А.С.Пушкина, а
через два года (1963) он перешел в Ленинградский Театр драмы и комедии.
Как то на капустнике в Доме актера он познакомился с Аллой Балтер,
которая была актрисой Театра имени Ленинского комсомола, и влюбился в
нее с первого взгляда. В 1967 году Георгий Александрович Товстоногов
пригласил Виторгана в Ленком. И получилось так, что Виторгана поставили
играть вместе с Аллой Балтер влюбленную пару Бернардо и Аниту в
спектакле "Вестсайдская история". В те времена театральная
общественность считала их самой красивой парой Ленинграда. Говорили: вот
в Париже есть Ален Делон с Роми Шнайдер, а у нас - Виторган и Балтер.
Как рассказывает сам актер: "Ради Аллы я оставил семью. Разводился я
трудно. Жена попросила меня убраться из Питера, и я переехал в Москву. У
меня со взрослой дочерью до сих пор натянутые отношения". Виторган
считает, что "это мой самый большой грех в жизни. И я буду еще за него
наказан. И, может быть, уже наказан. Потому что оставил ребенка. Но я
считал и по-прежнему считаю, что не правы те родители, которые не
расстаются из-за детей. Ребенок чувствует ложь в отношениях, и от этого
ему только хуже..."
В кино Эммануил Виторган дебютировал в 1962 году. Но первоначально он
снимался очень редко и, в основном, в небольших, эпизодических ролях.
Так в фильме "Два билета на дневной сеанс" он изображал мужа
Инки-эстонки, не сказав в кадре ни слова текста. Самой заметной в те
годы была роль в детском приключенческом фильме "Кортик".
Лишь в 1977 году Виторган сыграл по-настоящему значительную роль в
телефильме "И это все о нем" по роману Виля Липатова. Актер создал образ
уголовника Глеба Заварзина, мрачную личность со сложной душой. Виторган
сам придумал ему облик - блатную кепочку, особый говорок. После этого
фильма к Эммануилу Виторгану и пришла известность.
Режиссеры стали чаще приглашать Виторгана на съемки фильмов.
Первоначально роли попадались чаще всего отрицательные - шпионы,
фашисты, агенты ЦРУ. Этому немало способствовал облик актера. Как
объясняет это Эммануил Гедеонович: "В те времена режиссеры почему-то
считали, что злодей должен быть высок, строен и импозантен, а герой -
курнос и лопоух. Писатели и драматурги выписывают негодяев лучше, чем
положительных героев. Зато нам, актерам, их играть намного интереснее".
За тридцать лет Витогран снялся в семи десятках фильмах самых
разнообразных жанров, от музыкальной комедии до психологической драмы.
Им были созданы запоминающиеся образы в фильмах "Благочестивая Марта",
"Миссия в Кабуле", "Ларец Марии Медичи", "Профессия - следователь",
"Чародеи" и многих других. Однако сам Виторган считает: "из тех 70 с
лишним фильмов, в которых я снялся, не могу назвать ни одного, который
был на уровне театральных работ. Я имею в виду качество драматургии,
режиссуры, - не в обиду киношникам будет сказано".
Одна из последних работ Виторгана в кино - роль князя Петра Долгорукого
в телесериале "Бедная Настя".